В свете решений партии и правительства о борьбе с коррупцией в государственных структурах в таможенных органах проводится широкая кампания по борьбе со злоупотреблениями в рядах Российской таможни. Эта кампания приобрела размах эпидемии и вызвала ужесточение таможенного контроля всех грузов, пересекающих границы России. Особенно это касается грузов из Китая. Практически все товары из Китая попадают в так называемую «группу риска». При оформлении партии по таможенному режиму «Внутренний таможенный транзит», как правило, 1-2 контейнера из партии назначаются на взвешивание. Если есть разница между фактическим весом и указанным в документах более, чем на 100 кг, контейнер досматривается.
Сегодня в Восточном, пожалуй, нет ни одной экспедиторской компании, кто бы не имел проблем в связи с вышеуказанным порядком, введенным таможней. В день взвешивается до 100 контейнеров. Весы дают погрешность в 30 и более кг. Образовалась очередь и на весовой, и на досмотровой площадке. Все это ведет к задержкам в оформлении и выпуске грузов, в лучшем случае на неделю.
Чтобы каким-то образом обезопасить себя от неожиданностей с весом, экспедиторы сами, без участия таможенного инспектора, взвешивают контейнеры до подачи документов в таможню. Если фактический вес превышает указанный в документах более, чем на 100 кг, приходится запрашивать корректировку у отправителя. Это означает, что таможня снова будет взвешивать и потом досматривать контейнер. От разницы в весе зависит какой процент груза в контейнере будет досмотрен: 100% с полной выгрузкой или только 10%, когда пару упаковок достают, открывают и на этом досмотр заканчивается. Вышеуказанная схема предварительного взвешивания дает время для маневра и принятия решения что делать и как отправить груз получателю без лишних хлопот.
Зачастую ни отправитель, ни получатель не знают в точности, что и с каким весом загружено в контейнер. Поэтому взаимодействие заинтересованных сторон и полнота информации жизненно необходимы для успешной растаможки. Предупрежден, значит спасен.
Кроме того, в «группу риска» попадают контейнеры, на которые приходят корректировки веса, количества мест, наименования груза от отправителя. Документы на грузы из Китая очень часто корректируются, когда контейнеры на борту или выгружены в Восточном и ничего сделать нельзя.
В таких случаях выход один: тщательно проверять коносаменты, манифесты, инвойсы, упаковочные до прибытия судна в Восточный или до погрузки на судно в порту отправления. Хорошо отработана схема по проверке отгрузочных документов у агентской компании НТК. До прихода судна они рассылают по электронной почте коносаменты и манифесты. Мы проверяем, если надо-корректируем, сообщаем им. Они в свою очередь вносят изменения после подтверждения от Чао Янг Шиппинг, агентов в Китае, и по прибытию судна в порт таможенный инспектор ставит свой штамп на проверенном экземпляре коносамента. Таким образом, удается избежать дополнительных задержек, расходов.