Нестабильная политической обстановка в мире — один из факторов, который корректирует географическое измерение сфер международного туризма и модифицирует его характер. Так, все больше внимания министерства туризма разных стран мира уделяют внутреннему туризму, фактор безопасности которого очень высок. КНР — не является исключением. Вообще для стран с большим населением и большой территорией, то есть с большим рынком и обширными рекреационными ресурсами, характерно преобладание внутреннего туризма над выездным. Как правило, внутренний туристический рынок в таких странах в пять-шесть раз больше, чем исходящие из них международные туристические потоки.
Туристический бизнес в Китае – одна из наиболее быстро развивающихся и приносящих прибыль отраслей, гарантированный доход государству, святая – святых, куда, судя по всему, закрыт путь иностранцам. Это выражается, прежде всего, в строгой легализации туристической деятельности в Китае. Например, не разрешается создавать туристические компании со 100 % иностранным капиталом, т.е. имеется в виду компании, имеющие лицензии на прием и обслуживание иностранных туристов на территории Китая. В соответствии с законами КНР иностранный капитал может принимать участие только в совместных предприятиях с китайской компанией, имеющей лицензию, где естественно 51% — китайцы, а сумма уставного капитала составляет 500000$. Это предполагает под собой трудности и несёт с собой определённую долю риска, естественно, не для граждан Поднебесной. Если Вы занимаетесь туризмом, или планируете им заниматься, Вам придётся поломать голову над «интересными» схемами.
Ещё одним способом легального ограничения деятельности иностранцев в туристической сфере является, например, запрет на сдачу экзаменов на получение документа, позволяющего ему на законном основании работать с туристами. Это может сделать только китаец! В этом случае иностранец полностью зависит от китайца, может работать только с китайцем, И как правило, когда китаец получил необходимый опыт, то иностранец уже не нужен, не всегда, но зачастую происходит так.
Помимо того, что китайцы ввели всевозможные ограничения на ведение туристической деятельности иностранцами на территории КНР, они так же, весьма своеобразно относятся к её развитию. Проглядывается чисто китайская специфика. Китайцы по-своему видят рынок. Не только рынок туризма, но и другие рынки тоже имеют китайскую специфику развития. Главная политика китайских компаний — демпинг. Завоевание рынка ценами, не качеством, а ценами! Качество иногда подводит, но если качество иногда и подводит, то цены… с ценами всё в порядке. Они устраивают клиента, в нашем случае китайского туриста.
Китай сам по себе является уникальной в плане туризма страной. Страной с богатой культурой, традициями, природой, страной, где сохранилось великое множество исторических памятников. Всё это практически неисчерпаемые естественные ресурсы, туристические преимущества, которые всегда будут привлекать туристов. Но совершенно очевидно, что китайцы строят туристический бизнес для китайцев, так как индустрия развлечений у китайцев создана, такая, которая устраивает на данный момент только китайского туриста. С упрощённым сервисом и незамысловатым подходом к реализации услуг в сфере туризма.
Туризм, постоянно пользующийся постоянной поддержкой государства, позволяет путешествовать как богатым гражданам, так и небогатым, тем самым стимулируя подъём в сфере внутреннего туризма. А на 1500 миллиардов активных китайцев-путешественников всегда найдется то количество китайцев, которые будут приезжать и заполнять все отели и в полном объёме пользоваться предлагаемым сервисом, не зависимо от количества иностранных туристов.
Строительство в сфере развлечений (увеселительных, вечерних учреждений) — баров, клубов, ночных ресторанов, дискотек всё так же остаётся не доработанной статьёй туризма в Китае, которая не смущает китайского туриста, но приводит в недоумение иностранного. Иностранный турист в недоумении смотрит на ситуацию, когда Китай, стремительно занимающий лидирующие позиции в мире, уделяет не достаточно внимания, опять-таки, мнение субъективное, вопросам улучшения сервиса в области туризма.
Как уже было сказано, китайцев мало занимает вопрос создания индустрии развлечений для иностранцев. При этом они постоянно участвуют в международных выставках по туризму, рекламируя, например, остров Хайнань – самый южный остров Китая, получивший романтическое название «Восточные Гавайи». Это я испытала на собственном опыте. Прожив на Хайнане 5 лет, я не раз участвовала на собраниях в Управлении по туризму, посвященных теме: «Развитие русского рынка и улучшение качества обслуживания русских туристов», где я лично и другие мои китайские коллеги, имеющие опыт в работе и знакомые со спецификой русского рынка, выдвигали свои предложения по улучшению туристического обслуживания для иностранцев в этом регионе. Но по сегодняшний день, в этом вопросе нет больших изменений… Всё так же не развита инфраструктура, невысокий уровень гостиничного сервиса, мало мест для развлечения европейского стандарта.
Но по всем прогнозам ситуация будет меняться. Быстрая окупаемость и заинтересованность частного капитала в освоении туристического бизнеса, а так же большие государственные субсидии на развитие туристической отрасли, строительство гостиниц, приведут к улучшению в сфере туризма, за чем последует увеличение притока иностранных туристов. Так же китайское правительство активно проводит политику привлечения иностранного капитала в различные отрасли, в том числе и туристическую, упрощая процесс легализации и позволяя заниматься иностранцам бизнесом, которым они не могли позволить себе заниматься без участия китайского капитала некоторое время назад. Ведь китайцы не отходят от принципа «научись ловить рыбу и ты будешь всегда сыт»!
Китай имеет колоссальный туристический потенциал. А ещё курс на развитие внутреннего туризма — это курс на сохранение денег внутри страны и поддержку национального производителя. Это глобальный стратегический курс, направленный на усиление государственных позиций. Привлечение иностранного капитала в туризм и развитие международного туризма – это новые возможности развития экономики и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и простых китайцев, граждан своей страны, страны Китай…