Alibaba и рост предпринимательства в Китае

Годами Чутьен Чень работал на сборочных линиях. Он полировал мрамор. Он делал автозапчасти. И копил деньги.

Шесть лет назад этот скромный крестьянский сын взял свои сбережения и вложил 13 000 долларов в фабрику в небольшом городке Дзиньхуа, от которого до ближайшего крупного города – Ханьчжоу – ехать было несколько часов. На своей фабрике Чень делал тележки для гольфа, которые продавал своему единственному покупателю: шанхайской экспортной компании. Он не мог себе позволить ездить на выставки, чтобы и дальше развивать свой бизнес. «У нас не было денег. Мы не могли позволить себе поехать за рубеж», — говорит коренастый 43-летний предприниматель. Поэтому Чень сел за единственный компьютер, который был у него на фабрике, и с помощью модема вышел в интернет. Сегодня этот человек с образованием начальной школы стал миллионером.

Чень и его компания, Repow, наглядно демонстрируют успешный рост Alibaba.com, китайской компании из сферы электронной коммерции, которая 6 ноября выпустила акции на Гонконгской бирже, став второй крупнейшей котирующейся интернет-компанией после Google.

Alibaba.com, которая входит в крупный интернет-холдинг Alibaba Group, получила 1,5 млрд. долл. от инвесторов на IPO, включая 100 млн. от Yahoo и 17,5 млн. от Cisco Systems. В 2004 г. Google получила на IPO 1,67 млрд. долл.

Успех этого B2B-вебсайта – самый очевидный признак того, что интернет открывает в Китае такие предпринимательские возможности, которых до этого никто не мог себе представить. Он объединяет судьбы таких людей, как Чень, с таким прославленным основателем Alibaba Group, как Джек Ма.

Бывший учитель английского языка Ма основал Alibaba в 1999 г. Стремительный взлет его компании и истории успеха, которые он помог написать, отражают собой и быстрые экономические перемены, которые сейчас происходят в Китае, появление новой парадигмы, создающей зарождающемуся среднему классу беспрецедентные возможности воплощения новой «американской мечты». Ибо потенциал огромен.

Имея более 162 миллионов интернет-пользователей, Китай скоро обгонит США – и это лишь немногая часть жителей страны с общим населением 1,3 млрд. человек. Добавьте к этому тот факт, что Китай известен как «мировая фабрика», где миллионы маленьких и средних производств таких, как Repow Ченя, выпускают миллиарды сумок, игрушек, электроники и других товаров с пометкой «Сделано в Китае». Вместе эти фабрики производят около 60% китайского ВНП, согласно Национальному бюро статистики Китая. Alibaba.com помогает этим производителям вести свой бизнес.

Например, Repow имеет здесь свою страничку, или «онлайн-витрину», как это называется на сайте.

Компании со всего света ищут партнера с дешевым производством. На Alibaba.com они могут найти около 2,4 миллионов поставщиков любых товаров: от мячей до караоке.

По словам Ченя, Repow, у которой есть также собственный вэб-сайт, заключает почти 90% своих контрактов по интернету, имея 600 покупателей в 50 странах. При этом Alibaba.com берет с Repow деньги за такую услугу, как реклама.

За первые полгода Alibaba.com заработала почти 130 млн. долларов. «Вы можете находиться абсолютно в любой точке Китае, но (с Alibaba.com) вы можете открыть вэб-сайт и начать торговлю», — говорит Фариборц Гхадар, глава кафедры мирового бизнеса Пеннсильванского государственного универститета. – «Вы получаете выход на рынок, где есть покупатели со всего света».

Alibaba.com – лишь часть растущей империи Ма. Его Alibaba Group также включает в себя Taobao, потребительский сайт наподобие eBay, и Alipay, онлайновую платежную систему, похожую на PayPal.

В 2005 г. Yahoo инвестировала 1 млрд. долл. в 39-процентный пакет Alibaba Group, а также передала ей в управление свой Yahoo China, и теперь компания пытается оживить этот онлайн-портал.

«Для Джека Ма и его Alibaba, находящихся в самом сердце такого растущего гиганта, как Китай, всего лишь вопрос времени, когда их будут упоминать в одном ряду с Google, Microsoft и Yahoo», — говорит Джозеф Чань, специалист по ценным бумагам компании «Pillsbury Winthrop Shaw Pittman» из Шанхая.

Основная забота Ма – держать развитие Alibaba в русле общекитайского роста. «Зачастую вы видите волну, но не попадаете на нее», — говорит он. – «Это основная проблема, с которой мы сталкиваемся».

В этом году фабрика Ченя выпустит примерно 100 000 тележек для гольфа, скутеров, колясок и беговых дорожек, которые появятся на полях для гольфа от Европы до Costco (одна из крупнейших розничных сетей в США – прим. переводчика). В своем угловом офисе Чень проводит рукой по гладкой поверхности мраморного кофейного столика – она напоминает ему об обрабатывающей мрамор фабрике, на которой он когда-то работал. Однажды, вспоминает он, ему пришлось полировать одну плитку целую ночь, чтобы успеть ее закончить к приходу босса. До тех пор никому не удавалось сделать это идеально.

Он рассказывает эту историю, чтобы объяснить, как ему в голову пришла мысль перестать быть наемным рабочим и управлять своей сборочной линией. «Я понял, что могу это делать лучше, чем мой босс», — говорит Чень, дымя сигаретой, отвечая на звонки по двум мобильным телефонам и отпивая чай. — «Я начал думать о том, что если бы у меня была возможность, я бы начал свой бизнес».

Чень придумал делать тележки для гольфа, когда впервые увидел их во время своей поездки в Европу, в начале 2001 г. Он знал мало о гольфе в то время. Сейчас он выкраивает час времени ежедневно, чтобы потренироваться на корпоративном поле.

А вокруг строятся корпуса компании, на месте бывших сельскохозяйственных земель теперь стоят гостиница, шоу-рум, столовая и частное поле для гольфа. Гигантская бронзовая статуя гольфиста встречает гостей перед въездом в кампус. Вокруг нее маленькие ухоженные горки имитируют поле для гольфа. Рабочие фабрики используют его, чтобы тестировать производимые тележки.

Внутри выстроенных в ряд производственных помещений рабочие в униформе, защитных очках и перчатках сваривают между собой металлические части и собирают последний заказ. Это шумное и вонючее производство сопровождается звуками соединяемого металла и свариваемых частей. Repow платит своим рабочим около 600 долларов в месяц, среднюю зарплату для этого региона. Чень говорит, что зарплаты могут показаться низкими, но и стоимость жизни в регионе тоже невысока. Временные рабочие живут в простых цементных домиках прямо на территории завода, и фабрика кормит их обедом и ужином в столовой.

Этот регион известен своим моторостроительным производством, таким, например, как электрические скутеры. Repow здесь лишь одна из многих фабрик, наряду с производителями сырья для них. Как и везде в Китае, развитие инфраструктуры происходит на фоне развития других отраслей – от производства рисоварок до зажигалок.

«В последние 20 лет маленькие города смогли сформировать полную производственную цепочку, одну из самых интегрированных в мире», — говорит Дэвид Вэй, исполнительный директор Alibaba.com, — «никому не удается ее скопировать».

Но она также создает и жесткую конкуренцию. Несколько лет назад, почти 30 фабрик в округе Repow также начали производить тележки для гольфа, говорит Чень. Многие из них с тех пор перешли на другие продукты, но конкуренция по-прежнему остается.

В часе езды от Юнканга другой предприниматель строит фабрику под названием Easy Vehicle. Там Сам Ю и его партнер производят вседорожные транспортные средства, скутеры и мотороллеры. Ю, тридцатилетний предприниматель, изучавший бизнес-менеджмент в университете Нанькина, с самого начала осознавал, что для бизнеса необходимо использовать интернет. Как только компания была основана в 2001 г, у нее появился сайт в интернете. Теперь Ю раширяет фабрику и надеется увеличить объемы продаж до 50 млн. долл. в ближайшие три года. «Я думаю, интернет дает нам всем одинаковые возможности», — говорит он. – «Дальнейший успех или провал зависит уже от тебя самого».

Позади всего ее высокотехнологичного ореола успех Alibaba.com основан на старой, как мир, схеме продаж «от двери к двери».

Компания нанимает армию сотрудников, находящихся в разных точках Китая, да и любых точках мира, и разбирающихся в местном бизнесе. Эти сотрудники могут научить клиента как загружать фотографии продукции, управлять запросами покупателей и поддерживать присутствие в сети.

Так как в Китае дешевая рабочая сила, Alibaba.com может позволить себе нанять в отдел продаж 1900 человек, которые находят новые фабрики и присоединяют их к интернет-революции.

Базовые сервисы Alibaba.com бесплатны, но такие компании, как Repow и Easy Vehicle платят от 5 до 8 тыс. долларов в год за статус «золотой поставщик». При этом эмблема золотого поставщика ставится на их веб-страницу, также они включаются в специальный каталог. Помимо других преимуществ, для них делается специальный рекламный видео-ролик в раздел «О компании».

Идея создания Alibaba.com возникла у Ма во время его первой поездки в США в 90-е, когда он познакомился с интернетом. Ма, невысокий, но невероятно обаятельный человек, вернулся в Китай и основал Alibaba.com в четырехкомнатной квартире в Ханчжоу, где он жил с женой. Он нанял 18 человек, и, с ростом компании, обувь, которую они снимали на пороге и ставили друг на друга, в итоге выстраивалась потом до потолка.

Квартира, как и гараж в городке Маунтин Вью, где Ларри Пейдж и Сергей Брин основали Гугл, является частью легенды Alibaba. В ней до сих пор рождаются и вынашиваются проекты Alibaba. В настоящее время это Alimama, сетевая система размещения рекламы, которую компания начала публично тестировать в августе.

Четыре года назад это был Taobao, похожий на eBay сайт, где можно купить все что угодно с молотка. Разработчики запустили сайт несмотря на то, что в это время были заперты в квартире на карантине из-за вспышки атипичной пневмонии в Китае. Для развлечения разработчики делали стойку на руках у стены – теперь это стало частью ритуала при принятии на работу в Alibaba. Ма, будучи в поэтическом настроении, даже выработал философию этой акробатики: она помогает сотрудникам видеть мир, перевернутый с ног на голову, и мыслить более креативно – что значит и более конкурентоспособно. И, похоже, это работает.

Taobao, который вначале предоставлял свои услуги бесплатно, по данным отчета Analysys International, имел 83% доли рынка онлайн-аукционов в Китае к началу этого года. Американский eBay, который сделал было попытку агрессивного вторжения на китайский рынок, объявил в декабре прошлого года о своем поражении и купил 49% акций пекинской компании Tom Online.

Несмотря на легкую победу над eBay, Ма говорит, что приветствует конкуренцию. Китай нуждается в ней, считает он, потому что он все еще формирует необходимую инфраструктуру для онлайн-торговли. Ма планирует потратить часть денег, полученных за счет IPO на развитие сектора электронной коммерции в Китае, в том числе и через ряд поглощений других компаний.

Хотя акции Alibaba вызывают бешеный интерес, некоторы эксперты предостерегают от инвестиций в компанию, считая это рискованным предприятием. Учитывая предполагаемый доход компании в этом году, цена Alibaba на IPO преувеличена – даже больше чем у Google в свое время, считает Гхадар из Пеннсильванского университета.

«Цена компании намного выше, чем у многих наших компаний из сегмента «премиум»», — говорит он. — «Можете быть уверены, что цены на акции лопнут, как мыльный пузырь. Компания должна расти действительно быстро, чтобы оправдать такую стоимость».

Многие опасаются, что китайские интернет-компании действительно превращаются в мыльный пузырь, который неизбежно лопнет. Но, как говорит Роб Сандерсон, аналитик American Technology Research: «В них больше риска, но и больше возможностей для роста».

Есть и другие риски. После последних скандалов, связанных с опасными для здоровья китайскими игрушками и отравленного корма для животных, западный бизнес может отказаться от работы с китайскими производителями, включая и их поиск на Alibaba.com. Критики уже ставят под вопрос качество и легальность продукции, выставляемой на сайте. А защитники окружающей среды осуждают сайт за торговлю акульими плавниками (что запрещено на западе).

Alibaba Group также повсюду сталкивается с конкурентами: от Google и eBay до Baidu, так называемого китайского Google. Кроме того, она работает в стране, известной своим контролем за информационными потоками, налагающий строгие бюрократические правила на интернет-бизнес, хотя на деятельность таких компаний, как Alibaba, государство, в целом, закрывает глаза.

«Люди от нас многого ждут», — говорит Ма. Известный своей экспрессивностью и красноречием, он излучает уверенность. Он предлагает оценить Alifest этого года. В этом сентябре на проводимую в Ханчжоу конференцию покупателей компании съехались 30 000 предпринимателей – впервые в истории. В прошлом году ее посетили 10 000 человек, еще годом ранее эта цифра составила 7 000 человек.

Некоторые участники проехали тысячи миль, чтобы попасть сюда. Они все хотят чему-то научиться у главного предпринимателя на этой встрече – Ма самого. В местном Дворце съездов желающие заполняют аудиторию высотой в три этажа. На сцене – миниатюрная фигура Ма, за его спиной – его же увеличенное изображение на экране.

«Я богат, потому что у меня есть мечты», — произнес Ма во время церемонии открытия. В то время как он говорил, люди слушали и записывали. Он призывает их усердно трудиться. Путешествовать. Ухватывать возможности – если не для себя, то для своих детей. Он советует: «Если вы думаете, что богатеете, то у вас проблемы. Вы должны думать о том, что у вас еще мало денег, но много возможностей для роста».

Чень, который также приехал на конференцию, проникся советами Ма. «Я не думаю, что я действительно успешный бизнесмен», — говорит он. – «Скорее я лишь на пути к успеху».

Добавить комментарий